Снежный король

Ели глобальное потепление и дальше будет идти такими темпами, скоро в России останется один только искусственный снег»,— уверен Сергей Рагозин, генеральный директор компании «Экосистема», единственного отечественного производителя снежных пушек.

Делать в нашей стране из воды и воздуха снег, казалось бы, смешно: когда минусовые температуры по полгода и «товар» валяется под ногами, какой на него может быть спрос? В действительности за последние 20 лет климат поменялся достаточно сильно, и каждая новая зима оказывается все менее снежной. «Для традиционных и модных сейчас зимних видов спорта и развлечений снега элементарно не хватает, особенно в мегаполисах и вокруг них»,— полагает Рагозин.
В 1991 году Рагозин, получивший в вузе специальность «инженер по двигателям летательных аппаратов», впервые увидел в Москве, в Крылатском, снежную пушку. «Нас учили работать с горючим. А тут вместо него вода, но по сути одно и то же, мы просто нашли применение своей специальности»,— объясняет Сергей. Подхватив идею, вместе с коллегами он занялся разработкой снежных пушек. На подготовку ушло почти полтора десятка лет, и в 2005 году инженеры объединились в рамках компании «Экосистема».
«Начальные инвестиции были невелики — всего около $30 тыс.,— откровенен Сергей Рагозин.— Наша главная ценность — это технические разработки, а бюджет в основном ушел на аренду, рекламу». Компания продает одиночные снежные пушки (установки по производству снега) и целые снегогенерирующие комплексы из нескольких установок. Генератор мощностью 60 куб. м снега в час стоит 400 тыс. руб., до сих пор самое частое применение для него — создание покрова на горнолыжных трассах. «Искусственный снег можно делать при ночной температуре от минус двух градусов, он более плотный и лучше лежит. Период работы трассы увеличивается на два-три месяца, а организаторы не зависят от капризов погоды»,— рассказывает Сергей Рагозин. В среднем в год продается два-три снегогенерирующих комплекса и несколько десятков пушек.
Клиенты «Экосистемы» — не только компании, но и частные лица. «Мы подумали, что достаточно интересно продавать снег „в розницу“ — разово и небольшими объемами»,— улыбается Сергей. Цели у клиентов бывают самые разные: кому-то надо укрыть в морозы цветы, мелкие фермеры спасают под слоем снега озимые, режиссеры создают «настоящую русскую зиму» в кадре. Иногда заказчики покупают снег для заливки катка или даже в подарок детям — чтобы они поиграли в снежки, слепили снеговика. Взрослые могут насыпать сугроб рядом с баней. Для этого «Экосистема» предлагает взять оборудование в аренду, стоимость часа работы — от 2 тыс. руб. «Снежный рай» можно сделать чуть ли не в квартире: в компании Рагозина производят снежные комнаты. По сути это большой холодильник, в который из соседнего технологического помещения «дуют» снегом. Стоит такое развлечение от 2,5 млн руб. Для тех, кто не готов на подобные траты, есть снежные контейнеры — купель, где можно остудиться после бани.

По мнению Рагозина, сегодня рынок снега весьма перспективен, спрос ежегодно растет на 30%, и потенциал роста у компании достаточно велик. «Новый тренд — не ручные, а автоматические пушки. Это программируемые устройства, способные без оператора покрыть снегом участок земли. Мы сейчас активно работаем над их созданием, уже сделали первую модель»,— с гордостью сообщает глава «Экосистемы».

По материалам журнала "Секрет фирмы", www.sf-online.ru