Статья в газете "Бизнес" от 13.03.06, "Продавцы снега" .

Продавцы снега


Пять лет Сергей Рагозин занимался ремонтом и разблокировкой мобильных телефонов, а два года назад решил основать собственное производство. Причем производить не чего-нибудь, а снегогенераторы, или «снеговые пушки». Казалось бы, снега в России и без снегогенераторов достаточно, и денег на этом не заработаешь. Однако Сергей уверяет, что снега в стране катастрофически не хватает, а производство снегогенераторов по уровню прибыли сравнимо со строительным бизнесом.

От телефонов к «пушкам»
Мало кто видел снегогенераторы собственными глазами. Увидеть их можно разве только на горнолыжных курортах. На Западе на каждом курорте стоят десятки снегогенераторов, рекордное количество – полторы сотни «снеговых пушек». Снегогенератор призван продлять лыжный сезон на два-три месяца.
В России очень мало «снеговых пушек». И большинство их, как ни странно, находится в Московской области, где нет гор, но есть деньги. Именно в Московской области Сергей Рагозин впервые в жизни увидел снегогенератор.
Родился Сергей в Балашихе, окончил два факультета МАИ по специальностям «ракетостроение» и «экономика». Уже будучи студентом вместе с друзьями организовал неофициальное предприятие по ремонту и разблокировке сотовых телефонов:
- В те времена было модно привозить в Россию крупные партии «бесплатных» телефонов, - рассказал Сергей. – Операторы сотовой связи за рубежом при заключении контракта давали сотовый телефон в придачу. Отечественные предприниматели наловчились приобретать каждый телефон за доллар, а продавать за 200. Единственным препятствием была только необходимость разблокировать телефон. Вот мы и занялись разблокировкой. Многие крупные сервисные центры именно на таких схемах сделали хорошие деньги, легализовались и стали процветающими известными компаниями.
Сергей и два его друга тоже решили перейти к легальному бизнесу – зарегистрировали предприятие, но ничего путного из этого не вышло:
- Нам почему-то катастрофически не везло – стоило снять помещение, как тут же нас оттуда выгоняли и приходилось искать новое. К тому же у нас очень быстро возникли разногласия, фирма распалась и каждый выбрал своё направление.
Новая компания Сергея продолжила работу над созданием устройств для разблокировки телефонов:
- Свои устройства мы не сертифицировали, продавали их частникам и сервис-центрам на Митинском рынке. Импортным аналогам наши устройства нисколько не уступали, но зато были значительно дешевле.
В дополнение к этому фирма Сергея занялась ремонтом и сервисом компьютеров и другого офисного оборудования. Однако Сергей на тот момент уже решил для себя, что эта деятельность не является конечной целью его компании. Это просто способ наиболее быстрого приобретения оборотных средств, чтобы в кратчайшие сроки выйти на уровень рентабельности и вложить образовавшиеся деньги в организацию собственного производства:
- У меня техническое образование, - говорит Сергей. – Поэтому я всегда чувствовал потребность создавать что-то новое, используя свои знания и научный потенциал, имеющийся в нашей стране.
В 2002 году компания Сергея начала ремонтировать климатические системы, а в 2003 Сергею предложили сделать ремонт детали снегогенератора. С того самого момента Сергей решил заняться «снеговыми пушками» всерьез.

Снегогенератор из ПТУ
Изучил эти «пушки» снаружи и изнутри. Оказалось, что снегогенератор схож с аэродинамической трубой и представляет из себя цилиндр от полметра до двух метров в диаметре, поставленный на сани или на колеса. Внутри цилиндра находится мощный вентилятор.
В цилиндр подается вода под большим давлением, которая преобразуется в снег и рассыпается через специальные форсунки.
На торце цилиндра установлены специальные форсунки, распыливающие воду, которая попадая в воздушный поток вентилятора в виде капель улетает от него на 20…30 метров, превращаясь в процессе полета в снежную крупу.
Но самым интересным фактом про снегогенераторы был тот, что бизнес по производству снегогенераторов во всем мире является одним из самых выгодных.
После всего этого Сергей принял решение заняться производством «снеговых пушек». В 2004 году организовал компанию «Экосистема», привлек к сотрудничеству научно-исследовательские институты, и уже через полгода проект снегогенератора был готов:
- На тот момент в России уже существовала одна компания по производству «снеговых пушек», - рассказал Сергей. - Но конкуренции мы не боялись. Этот рынок настолько не насыщен, что выдержит не только двоих, но еще очень многих производителей, если таковые появятся.
Когда пришло время приступить непосредственно к изготовлению снегогенератора, никаких производственных площадей у компании не было:
- Ремонт оргтехники, которым мы занимались, не требовал производственных площадей. Мы сами выезжали к клиенту. Поэтому чтобы соорудить свой первый снегогенератор, нам пришлось договариваться с подмосковным ПТУ. Они согласились не просто предоставить нам свои мастерские, но и принять непосредственное участие в работе.
Вентилятор заказали на вентиляторном заводе, водяной коллектор сделали на одном из заводов по специальным чертежам. Самая большая сложность заключалась в том, что снегогенератор не работает от обычного водопровода. Поэтому чтобы испытать сооружаемый агрегат, его было необходимо подключить к насосной станции и создать необходимый напор воды:
- Насосной станции в ПТУ не было, поэтому до самой отправки на горку нам так и не удалось опробовать нашу «снеговую пушку». Единственное, что мы могли делать – это подсоединять каждую форсунку к пожарному шлангу и поливать двор водой.
Когда через два с половиной месяца снегогенератор наконец-то был изготовлен и привезен заказчику на одну из Подмосковных горок, оказалось, что вода из него действительно выливается хорошо, но снега из воды почему-то не получается. Пришлось везти снегогенератор обратно в ПТУ и переделывать часть форсунок.
Получившемуся снегогенератору присвоили аббревиатуру «ESG - 30», в которой «Е» обозначает название компании «Экосистема», а «SG» - «снегогенератор». Цифра «30» - это объём кубических метров снега, производимого за один час. Сейчас компания предлагает линейку снегогенераторов с возможной производительностью от трех до 80 кубических метров.
Производительность напрямую зависит от температуры окружающей среды. При маленьком минусе снегогенератор дает мало снега, при температуре минус 10 производительность увеличивается более чем вдвое, а при минус двадцать даже самая маленькая «пушка» может засыпать снегом всё вокруг.
Однако при таких температурах и естественного снега бывает вполне достаточно:
- Потребность делать искусственный снег возникает обычно осенью и весной, когда настоящий снег или еще не покрыл трассу как следует, или уже успел подтаять, - рассказал Сергей. – В такой период обычно плюсовая температура. А при плюсовой температуре снегогенераторы вообще не работают. Спасает ситуацию то, что по ночам бывает минус.
Компания «Экосистема» решила совершить настоящий прорыв в области оснежения склонов и изобрести такой снегогенератор, который сможет работать при плюсовой температуре. Сергей не боится, что сделанный при плюсовой температуре снег всё равно растает:
- Пока он растает, мы уже новый успеем насыпать.

Снова ремонт
В начале 2005 года компания накопила достаточно денег, чтобы арендовать производственные площади в Подмосковье. Ими стала бывшая ремонтная автомастерская для грузовиков, включающая в себя станочный цех, сборочный ангар и склад:
- Вначале мы хотели заниматься исключительно производством собственных снегогенераторов. Но сразу после сборки первого генератора к нам обратилась одна из компаний, которая занимается комплексным обустройством горнолыжных склонов. Она привезла в Россию два импортных бэушных снегогенератора и предложила нам их отремонтировать. Мы согласились.
Генераторы оказались в плачевном состоянии – фильтры не функционировали, не работала система подачи воды, у одного из снегогенераторов был разбит щит автоматики, в который, видимо, въехал лыжник. В добавок ко всему по пути следования из Швеции в Москву над снегогенераторами успели надругаться вандалы - они открутили у «пушек» форсунки и унесли их в неизвестном направлении. К тому же возраст «пушек» составлял примерно 8-10 лет, а больше этого возраста они обычно не живут. Тем не менее на ремонт бэушного оборудования заказчики возлагали большие надежды:
- У большинства наших курортов не денег на то, чтобы купить новый импортный генератор за 50 тыс. долларов, - рассказал Сергей. – Поэтому у них есть две возможности – либо приобретать отечественный за 10-15 тыс., либо за те же деньги импортный восстановленный. Многие курорты предпочитают идти по второму пути, полагая, что бэушный импортны й лучше нового отечественного. Хотя на самом деле всё наоборот.
Специалисты «Экосистемы» сделали «пушкам» новые форсунки, поменяли многие детали. Восстановленные снегогенераторы давно проданы, а компания с тех пор так и занимается своим обычным делом – ремонтом. Только теперь ремонтируют уже не телефоны, а старые импортные снегогенераторы:
- В каждом деле есть своё начало, расцвет и упадок, - считает Сергей. - Телефоны уже пошли на спад, а эра снегогенераторов еще только начинается.
Заказов на восстановление старых «снеговых пушек» поступает больше, чем на сооружение новых. На каждую старую «пушку» «Экосистема» дает гарантию, как на новую – три года. Пока ни одна «снежная пушка» не сломалась:
- Удивительно, но нас ни разу не просили отремонтировать те пушки, которые уже стоят на российских курортах. Всё, что нам сдают в ремонт, привозят из-за границы в нерабочем состоянии, чинят здесь и продают. А кто ремонтирует «пушки» на курортах – не известно. Скорее всего, они это делают собственными силами. У нас на многих предприятиях рабочий сам чинит свой станок.

Бабушкин огород
Однако одним только ремонтом компания ограничиваться не собирается – по словам Сергея, на ремонте импортных «пушек» они просто оттачивают своё мастерство. Одновременно «Экосистема» продолжает работать над созданием различных моделей снегогенераторов и внедрять в жизнь новые проекты:
- Однажды нам позвонил мужчина, который хочет летом выходить из бани и прыгать в снег. Мы ему сказали, что снегогенераторов, работающих при плюсовой температуре, пока не делаем, а потом задумались и решили изобрести «ледяную комнату».
В основе «ледяной комнаты» лежит идея о подмене снега на лед. Сергей заметил, что если раскрошить лед достаточно мелко, то получится практически тот же самый снег, только отличающийся по своей структуре.
Снегогенератор – штука большая и во дворе возле бани вряд ли поместится. К тому же для её запуска необходимо построить водонапорную станцию и электростанцию – обычного водопровода и электричества из розетки «пушке» не хватает.
Льдогенератор никаких дополнительных сооружений не требует. Поэтому «ледяная комната» будет состоять из льдогенератора и станка, который будет спиливать образующийся лед и крошить его. Потом образующаяся масса будет либо распыляться, либо рассыпаться по специальным каналам. Первую «ледяную комнату» «Экосистема» планирует сделать уже к апрелю месяцу.
К этому событию компания даже приурочила рекламную акцию:
- Мы объявили, что будем продавать первые «ледяные комнаты» в два раза дешевле настоящей цены, - рассказал Сергей. – По акции «ледяная комната» размером два на два метра обойдется клиентам всего в 80 тыс. евро. Пока нашелся всего один покупатель, но мы и акцию объявили совсем недавно.
Первый покупатель – это тоже любитель бани, но совсем не тот, который подал эту идею. По замыслу Сергея, «ледяные комнаты» будут востребованы саунами, фитнес-центрами и частными лицами.
В другой раз в компанию позвонила бабушка, желающая спасти свой огород от заморозков. Она попросила пригнать на огород снегогенератор и засыпать землю снегом:
- Мы подумали – а почему бы и нет? У нас в Подмосковье миллионы дачников, и многие из них нуждаются в такой услуге. Очень часто случаются морозы без снега, особенно весной.
Но и в другое время года, считает Сергей, снегогенератор будет востребован – снег нужен на многих культурно-массовых мероприятиях и рекламных акциях:
- Каждую неделю кто-нибудь звонит и просит снега, - рассказал Сергей. – Но пока мы не можем им помочь – существующие снегогенераторы слишком большие, а в местах предполагаемого использования «пушки» нет насосной станции и мощного источника электропитания. Поэтому мы изобрели маленький снегогенератор – он будет питаться от сети или от дизельного электрогенератора. Ему подойдет вода из обычного водопровода или даже из колодца.
Если на даче нет никакой воды или она замерзла, маленький снегогенератор сможет произвести снег, подпитавшись водой из пруда или из реки, которая не замерзает:
- В конце концов, можно насыпать снега возле реки, а потом отвезти его на дачу. А что еще делать, если снега вообще нигде нет? Привезти снег от реки всё равно будет ближе, чем везти его с севера.
Маленький снегогенератор уже спроектирован. Он похож не на трубу, а на большую улитку. Внутри него стоит «батутный» вентилятор, а передвигаться маленькая «снеговая пушка» будет на колесах, прицепляясь к машине. Идея сдавать «улитку» в аренду, по словам Сергея, вовсе не является утопией:
- Ремонтом оргтехники мы занимаемся уже много лет, имеем крупных корпоративных клиентов. А снегогенераторы производим только год, но за этот год доходы от этого направления уже составили 40% от общего дохода компании. И это только начало. Мы еще не запустили многие проекты, почти не давали рекламы, а люди уже звонят и спрашивают, сами подсказывают нам новые направления и потребности рынка. Если продажа снега хорошо пойдет, а я в этом не сомневаюсь, мы сможем начать делать маленькие «снежны пушки» на продажу. Нигде в мире нет таких аппаратов, которые работали бы от обычных коммуникаций.
В дальнейшем «Экосистема» планирует отказаться: 1) от ремонта оргтехники и заниматься только производством снегогенераторов:
- Во всем мире производство для оборудования горнолыжных склонов имеет очень высокую доходность, - рассказал Сергей. – В нашей стране это направление по доходу приравнивается к строительству. А строители у нас живут очень хорошо.

1) Не совсем так, мы просто не будем активно продвигать направление по сервису оргтехники, но оно останется.

 

По материалам газеты "Бизнес"